С Белой Тарром беседует Евгений Майзель
— Как именно вы познакомились с Ласло Краснахоркаи [писатель, сценарист и постоянный соавтор Белы Тарра — прим. ред.]?
— Нас познакомил в 1985 году общий друг Петер Балашша, редактировавший тогда одно из произведений Краснахоркаи. Он также передал мне рукопись «Сатанинского танго». Я прочитал её и сразу позвонил Ласло.
— Принято считать, что в результате возникшего плодотворного тандема вы переключились с социальных проблем на критику мироустройства. Однако уже по «Макбету» (1982) хорошо видно, что перелом начался задолго до этой встречи.
— Да, он начался примерно в
— «Мы поняли…». Кто это «мы»?
— Мы — люди. (Улыбается.) Наша постоянная группа. Говорить о тандеме в моём случае недостаточно — нас гораздо больше.
Нас, например, нельзя представить без Агнеш Храницки. Она, хоть и называется монтажёром, всегда присутствует на съёмочной площадке. Ведь наш монтаж происходит прямо во время съёмок, сразу в камере: именно в камере мы меняем планы, и так далее. Поэтому вклад Агнеш трудно переоценить.
Нельзя не упомянуть композитора Михая Вига. Мы с ним работаем, начиная с «Альманаха». Композиторы обычно не принимают участие в выборе съёмочных мест, а Михай обязательно ездит с нами. И у него всегда очень дельные замечания, к которым я всегда прислушиваюсь. А вот, например, Ласло никогда не посещает съёмки.
Картины, о которых мы говорим, — конечный результат деятельности всей группы, состоящей из людей, занятых каждый своим делом, но при этом духовно единых.
— Упоминанием Михая Вига вы опередили мой вопрос о музыкальном сопровождении, действительно чрезвычайно важном для ваших картин.
— Скажу больше: Виг пишет музыку к картине до того, как мы запускаемся в производство. Поэтому при запуске мы отталкиваемся в том числе и от неё. Как и место действия, музыка имеет свой неповторимый образ, который мне важно знать до начала съёмок. Так что музыка действительно играет одну из самых главных ролей.
— Сотрудничество с Краснахоркаи отразилось не только на сюжетах фильмов, но и на формировании вашего киноязыка. Многое, начиная с «Проклятия» [первой экранизации прозы Краснахоркаи — прим. ред.], поменялось даже чисто технически — например, ваша камера обрела под собой твёрдую почву.
— Практически все составляющие моего стиля можно найти уже в дебютном «Семейном очаге». Скажем, длинные монологи в камеру, да и всё остальное. Резкой смены киноязыка в «Проклятии» не было; просто в разное время мы
Бела Тарр. Фотография Е. Мартыновой
— Начиная с «Проклятия», неизменным фоном ваших картин становится отчётливое гностическое убеждение: весь этот мир, как будто созданный коварным демиургом, с рождения погружён в проклятую материю и обречён на медленный, мучительный распад.
— Я бы не стал говорить о гностицизме. Мы не способны верить ни в какого бога — ни в большого, ни в малого; ни в добрый Абсолют, ни в злого демиурга.
— Вы не задумывались над тем, откуда в прозе Краснахоркаи и в вашем кинематографе такая сосредоточенность на тягостности, бренности, несовершенстве всего живого, плотского? Не из родной ли вам венгерской (или даже
— Я не думал об этом. Понимаете, культура — это отражение
— Но мало у кого найдёшь такое сильное переживание богооставленности.
— Мы не забыты Богом, потому что Бога нет.
— А разве это не типично западный, постхристианский взгляд? И разве не его господство деморализовало современную цивилизацию и привело к тому неутешительному положению дел, которое отражено и в ваших картинах, и в ваших интервью?
— Знаете, я думаю, что знаменитая реплика Ницше «Бог умер» принадлежит на самом деле не ему. Атеизм в самых разнообразных формах известен с древности. Западная культура деморализована и умирает не от того, что заразилась духом сомнения. Сомнения, как и многополярность, свойственны мышлению, и вместе с мыслью они только освежают культуру, продлевают её жизнь.
Причина нашей постепенной гибели совсем в другом — в тотальном наступлении однообразия; в господстве
Бела Тарр. Фотография Е. Мартыновой
— Непоследнюю роль в ваших картинах играют мотивы жестокости и жалости. Понятно, что они взаимообусловлены: лишь тот, кто чуток к проявлениям жестокости, способен проявить жалость, и наоборот. Но бывает и так, что люди совершают чрезвычайные жестокости по отношению к ближнему только ради того, что затем его пожалеть.
— Я не люблю эти слова — жестокость, жалость. Человек жалеет, если наступил
— Есть люди, у которых она не очень развита.
— Я убеждён, что по своей природе человек не жесток. Но бывает таким, если его принуждают. Мы не бываем жестоки беспричинно. Нас принуждает к ней необходимость, после чего, наломав дров, мы жалеем скорее себя, чем жертву.
— А в чём состоит необходимость, провоцирующая нас на жестокость?
— В несоответствии способностей человека его реальным возможностям. Я думаю, что это самая большая трагедия жизни: ты знаешь, на что способен, но окружающая среда, состояние общества, многочисленные обстоятельства — всё это и многое другое вместе — сокращает твои шансы… в некоторых случаях до нуля. Этот мотив несоответствия присутствует во всех моих картинах, от первой моей картины до последней.
Бела Тарр. Фотография Е. Мартыновой
— Говоря о последней — вы полностью ей удовлетворены?
— Я никогда не выпускал фильм, если мне в нём
— А случалось, что со временем вам самому хотелось
— Представьте, что у человека пять детей, и все они разные, но все любимые. Зачем же
— А бывает, что вы вспоминаете свои работы и думаете, не обязательно раскаиваясь: «Сейчас я бы снял
— Нет. Я не так смотрю фильмы. Я отношусь к ним как к документам, отразившим время и эпоху — а зачем менять документы?
— Ваше «заявление об уходе» остаётся в силе?
— Да. Как вы, наверное, знаете, я объявил о нём ещё до того, как приступил к съёмкам «Туринской лошади». Уже тогда я знал, что, если мы снимем её такой, какой она была задумана, в ней будет всё, от начала до конца. Снимать после неё бессмысленно.
— Среди причин, по которым вы оставляете режиссуру, вы называли также усталость и разочарование современным обществом и киноиндустрией.
— Я не настолько наивен, чтобы лишь теперь разочароваться в обществе и в кино, которым занимался тридцать четыре года. Первое разочарование у человека наступает в возрасте пяти-шести лет, когда он начинает думать. Затем разочарований становится всё меньше. Сталкиваясь с одними и теми же ситуациями снова и снова, ты привыкаешь к ним, возникает ощущение дежавю. Поэтому в том, что я больше не снимаю, разочарования нет.
— Но ведь творчество, пусть даже его итогом становятся столь мрачные полотна, как у вас, — это всегда большая радость…
— Несомненно. Создавать нечто из ничего — главная радость любой человеческой деятельности.
— …поэтому добровольный отказ от неё, какими бы причинами он ни был обоснован, всегда несёт оттенок грусти и разочарования.
— Но я ведь не покидаю кино полностью. У меня продюсерская компания в Будапеште, ей я и займусь. Вокруг немало авторов, которых индустрия кино не принимает, и которым я надеюсь помочь. Буду защищать тех режиссёров, для кого кино не бизнес, а седьмое искусство.
Бела Тарр. Фотография Е. Мартыновой
— Теперь самые главные вопросы. В «Лошади» точно показано, что женщина гораздо менее чувствительна к температуре, чем мужчина. Этот гендерный контраст бросается в глаза, когда герои едят руками только что сварившуюся картошку.
— (Улыбается.) Да, есть такое дело.
— Вы почерпнули это наблюдение из жизни? Как появилась такая точная деталь?
— Из жизни, конечно. Вы ведь тоже это заметили? В «Лошади» вообще всё очень
— Как самочувствие парнокопытной героини? Я слышал, она забеременела после съёмок?
— Героиня чувствует себя хорошо, готовится стать матерью. Уже на шестом месяце.
— Отец, я надеюсь, известен?
— О, да — прекрасный чёрный
по материалам Журнала "Сеанс"