Н.Сперанская: ТЕАТР ПАМЯТИ ДЖУЛИО КАМИЛЛО

Натэлла Сперанская

ТЕАТР ПАМЯТИ ДЖУЛИО КАМИЛЛО

 

 

  1. УСТРОЙСТВО ТЕАТРА

 

Театр Памяти божественного Джулио Камилло – загадка, которая тревожит  выдающиеся умы в течение многих столетий. Архитектурное сооружение, заключавшее в себе образ мира, покоилось на семи столпах. Его создатель утверждал, что этот Театр «выстраивает или конструирует ум и душу», а также «создаёт окно внутри нас». Изобретение Камилло, изначально предназначенное для короля, было подлинно инициатическим: входящий в Театр занимал центральное положение, что позволяло ему обозревать семь пределов мира. Он занимал место Бога, осуществляя переход со стадии микрокосма на стадию макрокосма. Интересно, что о размерах деревянного сооружения сказано лишь то, что в него могли войти одновременно два человека. И те, кому было суждено туда попасть, «обретали способность держать речь о любом предмете, по гладкости сравнимую разве что с цицероновской». 

В Театре Камилло не было ни сцены, ни зрительных рядов, ни, собственно, того, без чего, казалось бы, немыслим театр: актёров, спектакля, драматурга. Был только зритель, входящий в Театр всего лишь человеком;  однако ему было доверено занять место творца, что созерцает порядок мироздания. Об этом удивительном изобретении мы можем прочесть в известном труде Фрэнсис Йейтс «Искусство памяти». Йейтс реконструировала Театр Камилло; по её убеждению он представлял собой «систему мест памяти», основным назначением которой было запоминание речей ораторов.

Зная о существовании оккультной системы памяти и, что немало важно, о том, что Джулио Камилло слыл знатоком каббалы и герметической традиции, кажется невероятным, что он мог создать свой Театр, преследуя столь незначительную цель. Он был прав, говоря, что Театр Памяти создаёт внутри нас окно. В это окно в человека мог ворваться свет Бога, обращая процесс созерцания сначала в прохождение по планетарным рядам, а затем – в процесс богостановления, преодоления человека и его времени (ради вечности, обретаемой как память). Возможно, именно в Театре Памяти нарушалось молчание бога, которое кажется таким привычным в обыденном мире, что люди научились воспринимать лишь собственный, не всегда осмысленный щебет. «Меркурий Трисмегист говорит, что религиозное послание, полное Бога, оскверняется вторжением толпы», - писал Камилло. Ничто не мешает предположить, что Театр Памяти был именно религиозным посланием. И, если верить историческим данным, это послание было предназначено единственному человеку – королю Франции.

Войти в Театр Памяти мог только король, сакральная фигура, существо божественной природы, Царь Царствующих.

Нам известно, что в Театре Памяти побывал Виглий, - его сухое, схематичное описание увиденного приводится всё в том же труде Йейтс. Более чем вероятно, что фигурки («образы памяти») приводились в движение, когда Театр должен был стать местом для посвящения. Виглий, скорее всего, застал Театр в неподвижности, а потому не смог оставить интересующие нас сведения. Вращение, подобное вращению планет, должно было «оживлять» образы, вещественные символы незримых принципов. Камилло располагал вещи исключительно в «вечных местах» памяти, то есть, в Идеях. Он не зря выделяет ряд Солнца посредством изменения структуры (образ Солнца Камилло располагает на первом уровне, тогда как образ самой планеты, т.е. Аполлона – на втором). Во времена Августа сибиллы пророчили о приходе Солнечного Правителя, понимая под ним Аполлона, бога Золотого века.

В XXI веке мы должны возвести Театр Памяти, предназначенный для Короля Мира (Чакраварти, Махакашипы, Саошьянта). Но для этого нам, прежде всего, необходимо воссоздать все эйдетические планетарные ряды, опираясь, с одной стороны, на труд Фрэнсис Йейтс, а также на фундаментальные герметические тексты, а с другой – на присущую нам интеллектуальную интуицию.

Il Theatro della Memoria - Rekonstruktion nach Wenneker, 1544

 

 

  1. ПЛАНЕТАРНЫЕ ЭЙДЕТИЧЕСКИЕ РЯДЫ

 

  1. Луна

На первом уровне это сама Идея Луны.

На втором уровне это Диана, Елена, Геката, Селена, Аннит, Тривия, Бендида, не в последнюю очередь Мнемозина, о которой поэт Вячеслав Иванов писал: «Мнемозина - Вечная Память: вот другое имя той преемственности общения в духе и силе между живущими и отшедшими, которую мы, люди овеществленного и рассеянного века, чтим под именем духовной культуры, не зная сами религиозных корней этого почитания». Мы говорим о Театре Памяти, поэтому нижеследующий эйдетический лунный ряд крайне важен. В «Picatrix» к Луне обращаются под именами: Камар, Маах, Самаэль, Салини, Сом.

На этом же уровне («Пир»): в герметических трактатах - «наша Диана», также называемая «белый Меркурий», «вода, что не смачивает рук», «девственное серебро». Это materia prima, чистая, неоформленная,  женская субстанция. У Евгения Головина читаем, что в Риме Диану называли именем Гортензия (по словам Горация) или Ортанз, которая притаилась средь «Озарений» Артюра Рембо:

«Любые извращения свойственны жестоким жестам Ортанз. Ее одиночество — механическая эротика, ее усталость — любовная динамика. Под наблюдением детства она много веков была пылающей гигиеной рас. Ее дверь открыта в нищету, где мораль ныне живущих растворилась в ее страсти, в ее действии. На окровавленной земле ужасные судороги неофитов любви от светлого гидрогена. Найдите Ортанз».

На этом уровне располагается ещё не смешанный, чистый элемент воды (Нептун). Здесь же Йейтс располагает образ Протея, символизирующего хаос и первоматерию. Также это символ перманентных превращений в «другого».

Мы добавляем: Дионис и предвечные воды, «неотделённость» от небытия.

На уровне Пещеры вода становится смешанным элементом, выявляется несовершенство мира, творения. Природа сокрывает вещи (образ Юноны в облаках).  Диане здесь соответствуют ворота Севера этой Пещеры.

На уровне Горгон Йейтс располагает образ девушки, пьющей из кубка Бахуса, трактуя его как душу, устремившуюся прочь из горнего мира в мир подлунный. Согласно автору, душа проходит через созвездие Рака.

На этом уровне она есть Пракрити, составляющая лунную субстанцию трилогии человеческого существа - лунную пневму, лунную душу и лунное тело.

Здесь же: три лика Гекаты (Девушка-Мать-Старуха), три фазы Луны.

Геката, как правило, изображалась восседавшей на троне в той же позе, что и Кибела, разделившая с нею эпитет «Бримо», гневная, грозная. Скульптор Алкамен создал статую «трёхтелой», «трёхликой» Гекаты, «Эпипиргидии» (букв. «Стоящей на башне»). Бримо и символизм числа три, определённо, наводят на мысль о параллелях с «ужасающими Грациями» (число коих также три).

На уровне Пасифаи и быка душа нисходит в тело. На уровне пещеры в природе сокрываются вещи, на уровне Пасифаи – вещи сокрываются в человеке (вновь образ Юноны в облаках). Тело есть пещера для души. Йейтс приводит образ Авгиевых конюшен, устойчиво ассоциируемый с загрязнением, неряшливостью. Здесь Луна связывается с менструальным циклом. На этом уровне находится и мать Минотавра, Пасифая, держащая на коленях младенца с головой быка.

По Агриппе, ей соответствуют мозг, легкие, костный мозг спинного позвоночника, желудок, месячные у женщин, все выделения, левый глаз и сила роста. Йейтс упоминает только мозг. «Среди элементов, которые зависят от луны, находятся земля, вода, как морская, так и речная, и все, что влажно — соки растений и животных, в особенности тех, которые белы, как белизна яиц, сало, пот, слизь и излишки тела, что касается вкуса — соленые и безвкусные».

Уровень Сандалий Меркурия. Естественными действиями становятся акушерство и омовение младенцев (согласно «Искусству памяти»). Следует отметить, что Йейтс настаивает на трактовке этого уровня в связи с «теми действиями, которые человек способен совершать естественным способом, не прибегая ни какому искусству», с чем мы осмелимся не согласиться, добавив, что Меркурий надел крылатые сандалии, собираясь исполнить волю богов. Это Меркурий парящий, возносящийся. На этом уровне мы бы хотели говорить о пробуждении активности «нашей Дианы» или «магнезии» (в мужском организме). Евгений Головин пишет, что «Диана считается богиней животворного снега, снега, который оживляет и дает силы выйти к Солнцу самой короткой дорогой». В этом смысле Диана становится духовной сестрой мужчины, сестрой, что присутствует в его духовной ночи.

На уровне Прометея располагаются искусства, имеющие связь с охотой, использованием дерева, а также неразрывно связанные с элементом воды. Также: бракосочетания.

 

  1. Меркурий

Первый уровень: Идея Меркурия.

На втором уровне находится Гермес. Изобретатель первых семи букв. Йейтс размещает здесь одно из животных (слон), обычно связываемых с Гермесом. Согласно легендам, чтобы дать бессмертие Эфаниду, своему сыну, Гермес даровал ему совершенную Память. «Даже когда он пересекал Ахеронт, реку в царстве мёртвых, забвение не поглотило его души; и хотя он живет то в обители теней, то в земном мире, залитом солнечным светом, он всегда сохраняет воспоминание о том, что видел». (Аполлоний Родосский). В «Picatrix» Меркурий назван именами: Утарид, Тир, Харус, Хормус, Беддах.

Третий уровень. Алхимический Меркурий ещё не вступивший в связь с серой. Mercurius philosophicus. Ртуть, живое серебро, «вода, что не мочит рук».

Эйдетический ряд, приведённый Фрэнсис Йейтс: Золотое руно,  Атомы, Пирамида, Завязанный Гордиев узел, Развязанный Гордиев узел, Юнона в образе облака.

Известный алхимик, ученик Фулканелли, Эжен Канселье дал толкование мифа о Золотом Руне в его связи с Великим Деланием, прибегая при этом к методу фонетической каббалы. Символ золотого руна являет собой материю, что использовалась при Делании, кроме того, он означал философский камень. Канселье приводит слова  Учителя: «На языке Адептов, — уточнял Фулканелли, — Золотое Руно есть как приготовленная к Деланию материя, так и его конечная цель».

Меркурий, готовый к соединению.

На уровне Горгон: Гермес - посредник между тремя мирами: богов, людей, усопших. Гермес Трисмегист («Триждывеличайший»). Меркурий trinus et unus. Йейтс приводит образ Факел Прометея. Воду Меркурия ещё называют божественным Огнём (в некоторых трактатах – «тайный огонь преисподней»). Здесь же: герметический Антропос.

На пятом уровне мы вновь находим образ Золотого руна, который Йэйтс трактует как «тяжесть, легкость, твердость и мягкость человеческого тела». Гермес как фаллический бог. Меркурий как «гермафродитический Адам». Рождение Гермафродита (символ андрогинности и бисексуальности) от возлюбленной – Афродиты.

Здесь же: смешанные жидкости тела, находящиеся под управлением Меркурия. По словам Агриппы, «Меркурий ведает языком, ртом и другими инструментами или органами чувств как внешними, так и внутренними; кистями, ногами, нервами и свойством фантазии».

На шестом уровне Гермес предстаёт перед нами в своих крылатых сандалиях. «Меркурий порожден природой как сын природы и плод стихии текучей. Но подобно тому как Сын Человеческий порождается философом и сотворяется плодом Девы, так и он [Меркурий] должен быть возвышен над землей и от всего земного очищен, и тогда он всецело возносится в воздух и духом становится. Так исполняется слово философа: «он восходит от земли к небу и принимает силу Верха и Низа, и сбрасывает нечистую земную природу, и облекается природой небесной». (De medicamentis chemicis в: Theatr. chem. (1602) I p 681). Это восхождение от человека плотского к человеку пневматическому, направляемому божественной волей.

На седьмом уровне находятся Наука, Искусство, Религия, Политика, Экономика.

 

  1. Венера

Первый уровень: Идея Венеры.

Цвет: по Джордано Бруно - зелёный, по «Picatrix» - светло-зеленый, светло-голубой.

Второй уровень: Венера. Афродита. Богиня любви и красоты. Двойственный ряд, которому соответствуют сразу два Сфирот (Ход, Нецах). «Девственна и любострастна», как писал о ней Головин. Венера-Люцифер. Звезда Утренняя и Звезда Вечерняя. Афродита Урания и Афродита Пандемос. На этом уровне Йейтс размещает земной рай, символизируемый сферой с десятью кругами. Это также символ полного цикла, возвращения от множественности к единству. В «Picatrix» Венера названа именами: Захра, Анахид, Афродита, Тияна, Сурфах.

Третий уровень: На уровне пещеры красота уже обретает формы (внешний мир), в то же время Йейтс приводит два образа, которые значительно выделяются своим угрожающим характером: Тантал под скалой и Цербер. Уже на этом уровне появляются «вещи, связанные с голодом, жаждой, сном», а значит, и смертью. Евгений Головин говорит о тёмном лике Афродиты: «Невидимая, она любит спать в Хаосе черной бабочкой на черном одуванчике или вороном облетать самые зловещие его бездны. Не лишена коварного юмора. Прикинувшись безобразной старухой, любит навязывать свою страсть какому-либо юноше и, не покидая несчастного до самой смерти, зверски терзает его "нежностью" и "лаской", только в момент его гибели являясь истинной Афродитой».

Четвертый уровень: на уровне Горгон, можно говорить о триадичности в плане рассмотрения Трёх Граций, обычно связываемых с Венерой. В черновиках Ницше встречается фрагмент об «ужасающих Грациях», который способен вызвать удивление. Однако объяснить этот эпитет можно посредством более глубокого анализа всё тех же черновиков. В записях 1881 года мы находим слова: «Что знаешь ты о Фуриях? Фурии – это лишь злое имя для Граций!». Комментируя эти строки, Якоб Деллингер был склонен к суровому выводу о сумасшествии Ницше («Да, безумие – это состояние, в котором Фурии видятся как Грации»), но пугающих Граций мы встречаем и у Шлегеля (откуда, видимо, почерпнул сей сокрытый аспект Фридрих Ницше). По Клопштоку, Грации были вооружёнными танцовщицами (амазонками), внушающими ужас. Нам известно, что Фурии стали Эвменидами. Именно в их священной роще Ницше предлагал найти покой смертельно уставшему Эдипу.

Четвёртый уровень ряда Венеры чрезвычайно важен. Античные боги нередко изменяют не только свои имена, но и субстанцию. Так Венера превращается в Гекату и Персефону. П описание тёмного лика Афродиты мы находим у Евгения Головина: «Невидимая, она любит спать в Хаосе черной бабочкой на черном одуванчике или вороном облетать самые зловещие его бездны. Не лишена коварного юмора. Прикинувшись безобразной старухой, любит навязывать свою страсть какому-либо юноше и, не покидая несчастного до самой смерти, зверски терзает его "нежностью" и "лаской", только в момент его гибели являясь истинной Афродитой».

Йейтс помещает здесь образ Эвридики, ужаленной за ногу змеей.

Пятый уровень: На следующем уровне – Пасифаи и быка – Красота обретает телесность и, одновременно, ей становится присущ элемент порочности. На этом уровне также находится Венера, владеющая любовным искусством приворота. Агриппа в «Оккультной философии» приводит слова Вергилия, вложенные в уста богини: «Когда радостная Дидона заполучит вас в свои руки среди дорогих яств и вин, когда она вас обнимет и одарит вас нежными поцелуями, внушите ей тайный огонь и заставьте вас полюбить». На этом же уровне мы можем разместить Дионисийские оргии.

Венера управляет «почками, яичками, мужским членом, маткой, способностью совокупления, мясом, жиром, полнотой, низом живота, пупком, — всем тем, что служит в работе Венеры, как и сакральной костью, позвоночником спины, нижней частью спины, называемой поясницей, и, помимо этого, головой и ртом, которые целуют при любви» (Агриппа).

Шестой: На уровне Сандалий Меркурия, Йейтс располагает нарциссизм (Нарцисс) и порочные действия (Минотавр). В очередной раз позволим себе не согласиться. На шестом уровне мы бы разместили небесную Венеру, воплощение платонической, божественной любви. Не стоит забывать о двойственности этого сектора.

На уровне Прометея - порочные ремесла, бандитизм, мошенничество, проституция. Если пытаться провести параллели с постмодернистским миром, сюда же следует добавить модельный бизнес, индустрию моды и красоты и некоторые перверсии. И одновременно: музыкальное искусство.

 

 

  1. Солнце

Первый уровень здесь уровень Пира  (перестановка уровней). Троица. Пирамида. Также: Пан как бог зарождающегося света, при восходе солнца. Йейтс помещает на этом уровне Парок (символизируют причину, начало, конец) и образ Золотой Цепи как символ умопостижимых вещей, воспринимаемых с помощью intellectus agens.

Второй уровень: Аполлон (Гелиос). Аполлон, рождённый в седьмой день месяца, семимесячным. Когда он появился на свет, лебеди пролетели семь кругов над Делосом, воспевая рождение бога.

Sol

Lux

Lumen

Splendor

Calor

Generatio

Deus

Deus

mens
angelica

anima
mundi

spiritus
mundi

 

pater

filius

mundus
intelligibilis

chaos

filiatus
animae

 

 

В «Picatrix» к Солнцу взывают под именами: Шамс, Мухр, Ийлиус, Аарс, Браа.

Третий уровень: Солярная сила (которой был наделён сам Камилло). Сокрытый в пещере Царь Царей, солнечный правитель. Аргус, чьё тело покрыто сотней глаз (вечно бдящий страж). На этом уровне речь идёт о проявлении (зримых) вещей. Русский философ Лев Шестов в своей книге «Откровения смерти» рассказывает об Ангеле Смерти, покрытом глазами, который прилетает к человеку, чтобы разлучить душу с телом. Но «бывает так, что ангел смерти, явившись за душой, убеждается, что он пришел слишком рано, что не наступил еще человеку срок покинуть землю. Он не трогает его души, даже не показывается ей, но, прежде чем удалиться, незаметно оставляет человеку еще два глаза из бесчисленных собственных глаз. И тогда человек внезапно начинает видеть сверх того, что видят все и что он сам видит своими старыми глазами, что-то совсем новое».

На четвёртом уровне Йейтс располагает золотую ветвь, intellectus agens,  высшую часть души. Интеллектуальная интуиция (по Генону).

На пятом уровне образ Парок приводится как символ человека как причины вещей и событий, что говорит о появлении и подчинении (человека) времени. Здесь солнце становится земным золотом. На этом уровне следует также говорить о «сердце справа» (см. Роберта Фладда)  или «солнечном сердце», омываемом солнечной кровью (в герметической традиции). В алхимии это начало «работы в чёрном». Агриппа указывает, что, согласно арабской традиции, Солнце управляет мозгом, правым глазом, сердцем, жизненным духом, бедром, костным мозгом.

На шестом уровне, уровне Сандалий Меркурия: «Солнечный сульфур (Иисус), новорожденное золото поднимается из меркуриальной воды силой Меркурия» (мастер Фулканелли). Здесь сухой и горячий Сульфур (мужчина) вступает в философский инцест с влажным, холодным, лёгким, летучим Меркурием (женщина). Итог операции: белый сульфур. Йейтс приводит среди других символов - Льва, что абсолютно точно, но Лев этого уровня должен сойти с древних гравюр книги Валентина Андреа и сломать меч, бросив его в фонтан, при приближении Единорога. Здесь также находится образ Золотой Цепи.

На седьмом уровне находятся аполлинические искусства: прорицание, поэзия, живопись.

 

  1. Марс

На первом уровне это Идея Марса.

На уровне Пира располагается чистилище (пропасть Тартара). Здесь огонь представляет ещё чистый, несмешанный элемент, эйдетическую форму.

На третьем уровне огонь становится смешанным, как и эфир. Йейтс приводит образ борющихся змей, символ различия. На этом уровне мы можем расположить любые бинеры (женское-мужское, горячее-холодное, активное-пассивное).

На четвёртом уровне находится Марс как мужской, диурнический принцип.

На пятом уровне происходит нисхождение души в подлунный мир и, как следствие, утрачивание фаллического мужского огня (белого Сульфура). Власть земли, земное тяготение. Здесь Йейтс также помещает «ацефалический» образ обезглавленного человека. По Агриппе, Марс владеет «кровью, венами, почками, хилусом, желчью, ноздрями, спиной, излиянием спермы, свойством раздражительности и страстями».

На шестом уровне Марс жесток. Однако его жестокость сакральна. Это уровень Сандалий Меркурия, на котором следует пробудить «истинный огонь», что, по словам Филалета, пребывает в сердце Меркурия. Это означает завоевание «нашей Дианы».

На седьмом уровне находятся воинские искусства, верховая езда и, кроме того, бойни, пытки, наказания. «Тюрьмы» Пиранези.

 

  1. Юпитер

На первом уровне: Идея Юпитера (Зевса).

На втором уровне находится воздух как несмешанный элемент (парящая Юнона, супруга Юпитера). Здесь же Йейтс располагает образ Европы и быка (душа и тело, истинная религия, Рай). Воздух как медиатор души.

На третьем уровне воздух уже смешанный. Кадуцей как символ единства. Здесь находится Лира, чьи звуки разносятся по воздуху. Йейтс оставляет на уровне Пещеры и трёх Граций, чью тонкую взаимосвязь с Фуриями мы обозначили чуть раньше.

На четвёртом уровне Йейтс располагает образ аиста, который летит в небо с кадуцеем в клюве и осыпает дождем стрел, понимаемый как символ устремлённой в небеса души, не отягощённой земными заботами.

На пятом уровне находится  Юпитер, превращённый в быка, когда он похитил Европу. Здесь обретаются два образа, содержащие мотив убийства: это Лев, убитый Геркулесом и  Минотавр, убитый Тезеем.

В теле Юпитер управляет печенью, наиболее мясистой частью желудка, животом и пупком.

Шестой уровень вмещает парящую Юнону. Душа, осуществляющая возврат (эпистрофэ – в неоплатонизме). Юпитер, побеждающий Сатурна.

На седьмом уровне находятся ремёсла, связанные с элементом воздуха, также: астрология, гражданское право и религия.

 

  1. Сатурн

На первом уровне: Идея Сатурна. Неумолимое время. Принцип кристаллизации. Kronos. Алхимический свинец.

Уровень Пира: Кибела, «великая матерь» богов, дочь Сатурна и Земли, коронованная башнями. Земля как несмешанный, чистый элемент. Здесь же Кибела предстаёт в другом лике – как извергающая огонь. Символ Ада. В «Picatrix» к Сатурну обращаются под именами: Зухаль, Киван, Коронис, Акронис, Шаншар.

Уровень Пещеры: земля становится смешанной. Йейтс приводит ряд эйдетических образов: Головы волка, льва и собаки (прошлое, настоящее, будущее, см. картину Тициана), Радуга Завета, Удержание Протея, Пустынный воробей, Пандора, Девушка с обрезанными волосами.

На уровне Горгон происходит процесс эпистрофэ (заметим, что не на уровне Сандалий Меркурия): конфликт между духом и телом порождает одухотворение тела; здесь свершается вознесение души к небесам, которое у Йейтс иллюстрирует символ девушки, возносящейся через созвездие Козерога. Сатурнический свинец (как первоматерия) превращается в философское золото.

На уровне Пасифаи и быка образ голов следует понимать, как символ человека, чьи дни сочтены. Йейтс помешает сюда образ Дианы, целующей Эндимиона (мистическое единение; смерть и похороны). Это символическая смерть, инициация. Посвятительный сон Эндимиона.

Дионис-Загрей в образе быка, растерзанный титанами. Но Дионис «не гневался на своих трагических убийц, – он в них вселялся».

Согласно Агриппе, в человеческом теле Сатурн управляет печенью, мочевым пузырём, маткой, желудком, селезёнкой, правым ухом.

Tizian, Allegory of time governed by prudence, 1565

 

На уровне Сандалий Меркурия, Сатурн обнаруживает свою идентичность Меркурию в образе старца. Карл Густав Юнг приводит цитату из «Речей Белина», где Сатурн произносит: «Мой дух – вода, возвращающая гибкость окоченевшим членам братьев моих», таким образом, идентичность становится безусловной. Также и Кунрат называет Меркурий солью Сатурна, в других местах – полностью отождествляет его с Сатурном (оба гермафродиты).

На уровне Прометея находятся ремесленные работы, связанные с землёй, выделкой кожи, ловлей ночных птиц, транспортировкой грузов. Также: грамматика, геометрия, география, геополитика.

Мы возвращаемся к справедливому предположению о вращающихся «образах памяти». При создании герметической системы памяти Джордано Бруно делал глубокий акцент на «тенях идей», закладывая их в фундамент своей сакральной модели, предназначенной для короля (снова король!) Франции Генриха III. «Тени идей» представляли собой магические образы, служившие некими проводниками, связующими душу с божественными силами. Бруно учил, что посредством вращающихся кругов мы должны создать внутри себя эти тени идей. Описываемый процесс подразумевал восхождение души (или эпистрофэ) к Единому. Крайне важным нам кажется обратить внимание на то, что египтяне владели искусством вселять душу в каменные изваяния (таким образом, как бы «творя своих богов»), стягивая к ним божественные или демонические энергии. Мы полагаем, что это происходило при помощи слов силы, известных посвященным. Не проводился ли подобный ритуал и в Театре Памяти Камилло?

 

 

  1. ПЕЩЕРА НИМФ

 

Смертному и подверженному становлению,

более близок север, роду же более близкому

к божеству - юг, как самим богам - восток, а

демонам - запад.

 

Порфирий.  О пещере нимф

 

Третий уровень - Пещера. Но не пещера Платона, а та, что описана Гомером в «Одиссее»:

Где заливу конец, длиннолистая есть там олива.

Возле оливы - пещера прелестная, полная мрака,

В ней - святилище нимф; наядами их называют.

Много находится в этой пещере амфор и кратеров

Каменных. Пчелы туда запасы свои собирают.

Много и каменных длинных станков, на которых наяды

Ткут одеянья прекрасные цвета морского пурпура.

Вечно журчит там вода ключевая. В пещере два входа.

Людям один только вход, обращенный на север, доступен.

Вход, обращенный на юг, - для бессмертных богов. И дорогой

Этой люди не ходят, она для богов лишь открыта.

 

Здесь происходит смешение элементов и сотворение оформленных вещей. Обратим внимание на три момента: 1) нимфы  названы наядами, дочерьми Зевса, нимфами водной стихии, 2) пчёлы собирают свои запасы не в ульи, а в каменные амфоры и кратеры, из камня сделаны и ткацкие станки, 3) пещера имеет два входа. На них мы остановимся подробнее.

Edward John Poynter. Cave of the Storm Nymphs (1903)

 

В индуистской парадигме существуют два пути для душ: Дева-Яна (Путь Богов), Солнечная тропа, и Питри-Яна (Путь предков), Лунная тропа. Рене Генон говорил о двух вратах Зодиака, что представляют собой два выхода из космической пещеры(!). Иными словами, это врата богов и врата людей, что полностью совпадает с описанием Гомера. Первые врата связаны с Раком и летним солнцестоянием, тогда как вторые – с созвездием Козерога и зимним солнцестоянием, соответственно. В театре Камилло душа входит («падает») в тело в секторе Луны через кратер между созвездиями Рака и Льва, и возносится на небеса в секторе Сатурна через созвездие Козерога. Всё это происходит на четвёртом уровне, уровне Сестёр Горгон. Этот уровень занимает в Театре Памяти промежуточное, срединное положение. То же самое положение отводится и разуму человека, что создан по образу Бога. Траект, т.е. человек вступает в контакт с 7 планетарными Правителями, имея также возможность выйти за семь пределов. Каким образом? Через одни из врат, а именно – шествуя путём Дева-Яна, путём богов, через созвездие Козерога. Таким образом, выход находится в секторе Сатурна. Двое врат, два Пути есть два потока: нисходящий (сектор Луны, проодос) и восходящий (сектор Сатурна, эпистрофэ).

Джордано Бруно искал постижения Единого, для этого он создал герметическую систему памяти. Мы можем смело предположить, что Камилло ставил перед собой ту же самую цель и его Театр показывал путь к Единому, открывал в нас «окно», позволял понять, как мы должны осуществить процесс эпистрофэ. Уходящий по пути богов более не возвращался в «пещеру». По этому поводу Генон писал: «Врата богов» не могут быть входом - исключение составляют лишь те случаи, когда через них в мир манифестаций добровольно сходит обладающая бытием сущность, уже достигшая "освобождения", или сущность, непосредственно выражающая сверх-космическое начало».

Однако индуистская парадигма не совпадает с гомеровским описанием, поскольку в согласии с «Одиссеей», для людей предназначались врата Севера (Лунный ряд – в театре Памяти Камилло), а для богов – врата Юга (Сатурнический ряд – в театре Памяти Камилло), тогда как в индуизме всё с точностью до наоборот.  Порфирий объясняет: «У созвездия Рака находится тот вход, которым спускаются души, а у знака Козерога - тот, через который они поднимаются. Но вход у созвездия Рака - северный и ведет вниз, а тот, что у созвездия Козерога, - южный и поднимается вверх. Северный вход - для душ, нисходящих в мир становления». Как объяснить это явное противоречие? Порфирий продолжает: «И правильно, что ворота, обращенные к северу, предоставлены, для схождения вниз людей. Но южные врата предоставлены не богам, а тем, кто восходит к богам, почему поэт и назвал их дорогой не богов, а бессмертных, - свойство, общее для душ, или для тех, которые сами по себе, то есть по своей сущности, бессмертны. О двух этих воротах упоминает и Парменид в книге "О природе", упоминают о них римляне и египтяне». Тогда какие же врата предназначались для богов? Не о секторе ли Солнца должны мы говорить?

 

В «Комментарии на сон Сципиона» Макробия читаем:

«Итак, порядок самого нисхождения, которым душа соскальзывает с неба в преисподнюю этой жизни, состоит в следующем. Млечный Путь так охватывает своим поясом [ambiendo] Зодиак, встречаясь с ним наклонной дугой , что рассекает его там, где помещаются два тропических созвездия: Козерог и Рак. Натурфилософы называют [эти созвездия] «вратами Солнца» [solis portas], поскольку в них обоих, когда точка солнцестояния оказывается на пути Солнца, его дальнейшее приращение останавливается и начинается обратный путь по поясу, пределы которого Солнце никогда не покидает. Полагают, что через эти врата души с неба проходят на Землю и возвращаются с Земли обратно на небо. Поэтому одни именуются [вратами] людей, а другие — [вратами] богов. Рак — для людей, ибо через [эти врата] лежит спуск к низшему [ininferiora]; Козерог — для богов, поскольку через [его врата] души возвращаются в седалище [sedem] собственного бессмертия и в число богов. И это то, на что указывает божественное знание Гомера в описании пещеры на Итаке. Пифагор полагает, что вниз от Млечного Пути начинается царство Дита, поскольку кажется, что соскользнувшие оттуда души уже отпали от божественного [superis]. Он говорит, что молоко оттого является первой пищей, предлагаемой новорожденным, что первое движение [душ], соскальзывающих в земные тела, начинается с Млечного Пути…»

 

 

 

  1. РЕКОНСТРУКЦИЯ АРХЕТИПИЧЕСКИХ ЭЙДОСОВ

К вопросу о воссоздании Театра Памяти

 

Как известно, в герметической традиции существует три взгляда на причину сотворения человека.

«Поймандр»: человек был порождён Умом, Отцом всего, и являлся любимым сыном Бога. «Красотою воспроизводил он образ Отца, и Бог возлюбил воистину Свой собственный образ и вручил ему всех тварей» (или в переводе Лукомского: «…в высшей мере прекрасен был тот, обладающий обликом своего отца; следовательно, Бог естественным образом возлюбил собственную форму, и вверил он ему все творения»). Иными словами, Бог возлюбил в человеке Самого себя. Утрата любви Господа к человеку коренится в утрате человеком богоподобия.

И далее, следуя трактату, мы говорим, что человек заключил в себе всю энергию Семи Правителей (т.е. планет), и сам стал демиргом. Однако он «захотел преступить границу их сфер и подчинить могущество того, кто властвует над Огнём». Человек явил Природе свой божественный лик и образ его отразился в воде, а тень – на земле. Человек возгорелся любовью к своему отражению и пожелал «обитать в нём» (вспомним миф о Нарциссе). Это точка вхождения человека в материю. Его вторжение в демиургическую сферу Фестюжьер трактовал как наказание, как начало падения в материальный мир. Возлюбив своё подобие в человеке, Господь «слился» с ним, возлюбив своё отражение в мире творения, человек слился с материей. Он был очарован не самой материей, но тем, как отражается в ней его богоподобный образ. Он возлюбил смерть, ибо соприкосновение с преходящими формами есть погружение в смерть и время. Таким образом, природа человека стала двойной – вечной/божественной и тленной/человеческой.

«Зеница космоса»: человек – это узилище для душ, что прегрешили перед богом.

«Асклепий»: человек есть существо, которое было создано для того, чтобы созерцать космос и поклоняться-восторгаться им (сравн. гиперборейский гнозис в версии Нимрода де Росарио и его последователя и ученика Г.Брондино).

Если мы захотим воссоздать театр Камилло, сделать его вместилищем божественной силы, это означает, что мы дерзнем эстампировать Идеи в чувственном мире посредством их отражений. Речь буквально о реконструкции архетипических эйдосов. При этом мы должны быть осторожными и населять Театр Памяти исключительно изображениями, имеющими оригинальный прототип, избегая появления симулякров или «копий без оригинала» (Ж.Бодрийяр).

Создатель театра памяти исполняет роль посредника между миром божественным и миром человеческим. Это строитель-теург, способный к созерцанию Идей. Его задача – ввести, вселить в образы (или тени Идей) божественные силы, mundane numina. Человек, попадающий в такой театр, будет созерцать образы Идей, тем самым уподобляясь Богу, созерцавшему сами Идеи; он обретёт эту возможность, вступив в восьмую, огдоадическую сферу, принимая природу Семи планет. В этой сфере в него «входят» Власти Бога. Наблюдая за «круговращением» образов, представляющих собой мистериальный спектакль, он пройдёт через очищение своей души от пороков в горниле семи планет. Театр Памяти Камилло может служить местом встречи двух изображений Бога: человека (8-я сфера) и космоса (7 планет). Этот Театр мог быть средством, возвращающим человеку его богоподобие и, соответственно, утраченную в результате падения, любовь Бога.

Возможно ли управлять и оказывать влияние на πρόοδος, на истечение божественной воли (энергии)? В трактате «Picatrix» говорится о триаде intellectus, spiritus. materia, где spiritus представляет тонкую субстанцию, возникающую из воздуха. По мнению Марсилио Фичино, есть способ управлять spiritus посредством талисманов. В Театре Памяти их роль выполняют образы Идей, расположенные нами в семи эйдетических рядах. Такими образами могут быть как статуи богов, так и ксоаны, священные предметы, носящие в себе энергию этих богов.

Театр, по словам Антонена Арто, выступает в роли Двойника «совершенно иной, опасной» реальности («эта реальность – нечеловеческая, она бесчеловечна, и, надо сказать, человек с его нравами и характером для неё мало что значит»). Арто говорит о drame essential («сущностной драме»), лежащей в основе всех Великих Мистерий. Он выявляет связь этой драмы со вторым актом творения, «актом трудностей и Двойников, актом материализации и осязаемого уплотнения идеи». В Театре Памяти Камилло это соответствует уровню Пещеры, где происходит создание elementata.