Расшифровка аудиозаписи актёрского тренинга Н. Сперанской. Чехия. Прага.

Расшифровка аудиозаписи актёрского тренинга Н. Сперанской. Чехия. Прага. 2004 год.

 

 

Техника «Встреча с Двойником»

или

метод растождествления

 

 

Сконцентрируйте своё внимание на этом изображении:

Слева вы видите фигуру «без лица». Что вы можете сказать о её личности? Ровным счётом ничего. Невозможно определить ни пол, ни возраст, ни имя этого существа. Мы не видим черт его лица. Для нас эта фигура абсолютно закрыта, загадочна. Это знак вопроса.

Станьте этим знаком вопроса.

Визуализируйте лицо этой фигуры на месте своего.

У вас больше нет лица.

Это гладкое место, на котором можно нарисовать что угодно: лик Будды или Леонардо да Винчи, наградить его чертами Калигулы или Елизаветы Батори. Теперь вы можете быть хоть женщиной, хоть мужчиной. Ваша личность стёрта.

- Как ваше имя?

АКТЁР: У меня нет имени

- Сколько вам лет?

АКТЁР: У меня нет возраста.

- Верно. Вы – вечны. Возраст – это только промежуток от первого крика младенца до огня крематория.

Ощутите, как за вашей спиной возникает ваш двойник. Это вы – но «вы, сотканный из света». Вы не видите лицо двойника, потому что свет слишком ярок. Чувствуйте его всем телом. Нет ни холода, ни жара, - только исходящая от двойника сила.

Он делает шаг к вам. Один шаг.

- Как его имя?

АКТЁР: Я не знаю.

- Он хочет дать имя вам. Он делает ещё один шаг. Отчётливо представляйте, как он приближается. Когда он даст вам имя, вы обретете лицо. Не то, которое вы обычно видите в зеркале. Как вас зовут?

АКТЁР: Я пока не знаю этого.

- Вы знаете, что сейчас вы видите меня только кожей? На вашем лице нет ни глаз, ни рта, поэтому вы говорите со мной изнутри своего сердечного центра. Кроме меня никто не слышит ваш голос. Кроме меня и вашего двойника.

- Где находится ваш двойник?

АКТЁР: За моей спиной.

- Уже совсем близко. Между вами почти не осталось расстояния. Сейчас вы сольётесь в единое существо. Забудьте о том, что вы когда-то были человеком. Теперь вы – поток силы. Чтобы слиться со своим двойником, вам нужно позвать его.  Сделайте это. Путём внутренней молитвы, мантры, обычного приглашения. Теперь вас слышит только двойник. Я – не слышу. Вы – одни. Вы – одно.

Я вижу, как к Вам приближается свет. За вашей спиной – вы сами. Вы его позвали….

- Что вы видите? Что вы чувствуете?

АКТЁР: Со мной что-то происходит….Это не страх….это что-то другое…Волнение, трепет, хочется плакать…не от боли….[дальше слова трудно различимы]

Сейчас я поднесу к вам зеркало и попрошу в него посмотреть. Оттуда на вас взглянет человек, вошедший в эту комнату час назад. Вам известно его имя, его возраст, его пол, сфера его интересов. Вы расскажете мне всё это. Итак, посмотрите в зеркало.

- Кого вы видите? Как его имя?

АКТЁР: [называет своё имя]

- Сколько ему лет?

АКТЁР: [называет возраст]

- Каков род его деятельности?

АКТЁР: [отвечает]

- Вы описываете себя. Вы можете дать другое описание? Опишите этого человека в зеркале со стороны Двойника. Каким он видит его? Опишите его с точки зрения вечности. Этот двойник – ваш наблюдатель. Он видит так, как не можете видеть вы. Попросите его показать вам другой способ видеть. И запомните его. Гете даже во время занятий любовью мог сохранять своего вечно бдящего двойника. Он называл это «двойным сознанием». Гете мог видеть себя со стороны и одновременно быть вовлечённым в любой процесс.

Опишите человека в зеркале, как описал бы его Двойник.

АКТЁР: [начинает описывать]

- Внимательно посмотрите ещё раз: это точно вы?

АКТЁР [молчание, неуверенность, происходит «артодианское разрушение формы»]

 

 

Пояснение:

Здесь происходит следующее: сомнение, которое испытывает актёр, есть начало освобождения от личностного начала. Арто говорил, что если мы магически отождествимся с некоей формой, мы выпустим наружу дремлющий в ней манас. Для созерцательной техники была выбрана картина сербского художника Влады Мирковича, на которой мы не видим фигур, имеющих стандартный набор черт, позволяющих допустить какую-либо идентификацию. Отождествляясь с персонажем, актёр попадает в область идей, он теряется в неоформленности, в «беспокойстве» материи. Только в этот момент (в момент возникновения вопроса: кто я есть?) он подлинно начинает жить.

Под словом «жизнь» Антонен Арто понимал не что иное, как «тот робкий, мечущийся огонь, с которым не соприкасаются отдельные формы». Световой человек в иранском суфизме, искра света, устремлённая к своему небесному Двойнику. Арто использует метафору осуждённого на костёр. Но кто осуждён? Индивид, сгорающий в огне тотального человека. Тленное и преходящее приносится в жертву вечному и неизменному, формы подвергаются не переустройству, а уничтожению, «и если есть ещё в наше время что-то сатанинское и воистину окаянное, так это пристрастие задержаться – по праву художника – на форме, вместо того, чтобы, как осуждённые на костёр, благословить своё пожарище».  Театр Арто жесток к «человеческому». К тому «человеческому», которое призывал преодолеть Фридрих Ницше.

Эстетика театра «Аполлион» предполагает нестандартные отношения между:

- актёром и зрителем,

- зрителем и театральным пространством,

- театром и жизнью.

Актёр представляет собой антропологический траект, задача которого заключается в освобождении от личностного начала (в философии Ишрак – это освобождение светового человека).

Поиск новых форм и эксперименты с пространством (практическая реализация концепции «театральной квадратуры круга»), вдохновлённые великим мастером Ронкони – одно из важнейших направлений нашей деятельности. Мы могли бы назвать свой театр «антропологическим» (вслед за Э.Барбой), но мы, подобно Арто, склонны называть его «алхимическим» или «абсолютным».

Реализация Двойника в системе theatre de cruaute можно описать как встречу со своей Совершенной Природой (см. Сухраварди). Нам безразличен индивид и его судьба, антропологический траект выходит в область, остающуюся закрытой для психологического театра эпохи модерна.

Ни в одном театре не принята традиция метафизических бесед с присущей им предельной сконцентрированностью на горизонтах Слова, Речи, Языке и его сакральном статусе. В этих беседах Слово могло бы вновь обрести божественную силу. Бесспорно, здесь можно усмотреть влияние «статичного» театра Метерлинка.